+7 (967) 228-38-24
МОСКОВСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
do ut facias - facio at des
                                                                              Защита авторских и смежных прав
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23.12.1998г.
Бутырский суд СВАО г.Москвы
в составе: председательствующего судьи Столбова М.Г.
при секретаре Ильиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гр.дело № 2-555/98
по иску  Троегубова Виктора Аркадьевича к ЗАО «ЭЛИАС» и
ООО «ЭЛИАС – РЕКОРДС» о возмещении вреда, причиненного нарушением авторских и смежных прав,
 
  УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 10 июня 1995г. приобрел в г. Москве аудиокассету под названием «Винные мемуары», на которой среди пятнадцати записанных на ней песен обнаружил две песни, исполнителем, автором музыки и текста которых является истец – Троегубов Виктор Аркадьевич.
Это песни:
«Винные мемуары» (№ 10 на кассете). Истец обращает внимание суда, что, название этой песни использовано ответчиками в качестве названия всей кассеты;
«Посвящение бывшей подруге» (№ 15 на кассете).
Кроме этого, на кассете в исполнении истца записана песня «Я сижу в W » , право авторства текста которой, тоже принадлежит ему.
На кассете под № 6 записана песня “Брюс-колдун” (автор – Григорян А.С.), исполняемая группой "Крематорий". В этой записи истец является основным исполнителем песни.
Истец считает, что ему нанесен моральный вред, который он оценивает в 100 000 000 рублей(до деноминации). Физические и нравственные страдания его выражаются в следующем:
кассета была издана без согласования с истцом, без заключения какого-либо договора, в чем истец усматривает пренебрежение к его личности и нарушение гражданских прав;
песни истца изданы на одной кассете с записями песен в исполнении Григоряна А.С., что вынуждает истца давать неприятные объяснения многочисленным знакомым по поводу его отношений с Григоряном А.С., из состава группы которого он вышел задолго до выхода этой кассеты. Все считают, что несмотря на заявления истца о разрыве с г. Григоряном и несовместимости эстетических вкусов, он каким-то образом уговорил истца на продолжение совместной работы, попросту говоря, купил;
на кассете не указаны авторы песен и, следовательно, у неискушенного слушателя возникает впечатление, что записанные на кассете песни принадлежат группе "Крематорий", ассоциирущейся с именем руководителя группы, т.е. с г. Григоряном, в результате чего истец вынужден испытывать неприятные ощущения, доказывая свое авторство, то есть вынужден оправдываться;
приведенные на кассете указания на запрет переиздания записанных там песен вызвал ряд весьма неприятный объяснений для истца с потенциальными издателями его произведений, в чем истец усматривает факт распространения сведений, порочащих его деловую репутацию;
стресс, который испытал истец, привел к нарушению его творческих планов, связанных с подготовкой новой программы, с которой он намеревался выступить в конце 1995г.
Поскольку на кассете указан телефон и адрес ответчика, истец     предпринял попытки урегулировать свои отношения с ним в досудебном порядке, но руководство предприятия-ответчика не сочло возможность удовлетворить претензии истца, ссылаясь на то, сто он сам должен урегулировать отношения с г. Григоряном, с которым фирма и подписала контракт на издание этой кассеты, выплатив ему оговоренное между ними вознаграждение.Однако г. Григорян отказался от встречи с истцом. В судебном заседании истец уточнил исковые требования, представив дополнительное исковое заявление, в котором указал также на нарушение смежных прав, так как он является исполнителем трех песен. Кроме того, ответчик ЗАО "Элиас" незаконно поместил на вкладыше аудиокассеты свой знак охраны авторских прав. В ноябре 1998г. истец приобрел аналогичную аудиокассету. Таким образом с 1995г. по настоящее время, несмотря на судебное разбирательство, грубо нарушаются охраняемые законом авторские и смежные права, чем причиняется истцу существенный моральный вред.
                            стр. 1
В процессе судебного разбирательства представитель ответчика заявил, что не издавал указанные аудиокассеты и иск должен быть предъявлен к ООО "ЭЛИАС – РЕКОРДС" , являющемуся их издателем. Суд привлек ООО "ЭЛИАС – РЕКОРДС" к участию в деле в качестве соответчика, так как его представитель подтвердил издание кассет.
Принимая во внимание, что на вкладышах к обеим аудиокассетам издателем кассет и обладателем исключительных авторских прав значится Фирма "ЭЛИАС" (даны ее индивидуализирующие признаки – логотип и номера телефонов), а также заявление представителя ООО "ЭЛИАС – РЕКОРДС" о издании аудиокассет его предприятием истец просит взыскать с соответчиков солидарно:
компенсацию за нарушение авторского права и смежных прав в сумме 1 000 (одной тысячи) минимальных размеров оплаты труда, что составляет 83 490 (восемьдесят три тысячи четыреста девяносто) рублей;
компенсацию морального вреда в размере 16 510 (шестнадцать тысяч пятьсот десять) рублей;
государственную пошлину в размере 2 610 (две тысячи шестьсот десять) рублей.
Ответчик в судебное заседание явился, иск не признал, пояснив суду следующее:
- в соответствии с лицензионным соглашением № 256/МЗ – 95 " О воспроизведении промышленным способом обнародованных произведений в форме звукозаписи и их распространении на территории Российской Федерации", тогда еще ТОО “ЭЛИАС – РЕКОРДС” получило лицензию Российского авторского общества (РАО) на воспроизведение промышленным способом составляющих сборник песен “Винные мемуары ^ 84» обнародованных произведений в форме звукозаписи и их распространение на территории РФ в количестве 5 000(пять тысяч) экземпляров, начиная с 15.02.1995г. При оформлении разрешения на выпуск альбома не было указано на то, что Троегубов В.А. исключил свои произведения из лицензий, предоставляемых РАО пользователям, что предусматривается п.2 ст. 47 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Сумма авторского вознаграждения для Троегубова В.А. была выплачена ответчику Российскому авторскому обществу. Исходя из имзложенного, ответчик делает вывод о том, что в действиях ООО «ЭЛИАС – РЕКОРДС” по воспроизведению на аудиокассетах сборника песен “Винные мемуары” и его распространению на территории Российской Федерации нет нарушения действующего законодательства об авторском праве;
- 26 декабря 1994г. ООО “ЭЛИАС - РЕКОРДС” заключило с Арменом Сергеевичем Григоряном договоры о передаче исключительных прав на воспроизведение и распространение фонограмм с записью исполнения сборника  “Винные мемуары ^ 84» и на воспроизведение записанных исполнений этого сборника. Григорян А.С. является производителем фонограммы и руководителем коллектива исполнителей «Крематорий». В соответствии с п.4 ст. 37 Закона разрешение на использование тем или иным способом результата творческого труда коллектива исполнителей выдаются руководителям такого коллектива, которым являлся и продолжает оставаться Григорян А.С. Исходя из изложенного, ответчик делает вывод о том, что в действиях ООО «ЭЛИАС – РЕКОРДС» по воспроизведению и распространению на аудиокассетах фонограмм с записью исполнения сборника “Винные мемуары ^ 84» и по воспроизведению записанных исполнений этого сборника на территории Российской Федерации нет нарушения действующего законодательства о смежных правах;
- ответчик,  ссылаясь на то, что на кассете стоит число «84» считает, что из этого следует любому понятный факт, что это песни, исполняемые Григоряном А.С. и Троегубовым В.А. в 1984г., когда их эстетические вкусы были близки, и потому в настоящее время истцу не надо оправдываться, так как поклонники творчества истца и творчества коллектва исполнителей «Крематорий» несомненно знают о том, какие песни когда и кем созданы, когда и кем исполнялись и кем исполняются в настоящее время. Поэтому доводы истца о нравственных страданиях истца неосновательны;
- утверждение истца о том, что будто бы на кассете не указаны авторы исполняемых произведений, не соответствует истине. На кассете указаны авторы исполняемых произведений, в том числе имя истца и его псевдоним – «Борода». Несовершенство технологии нанесения надписей на кассету – метод тампопечати – может привести к тому, что часть изображения довольно быстро исчезает. Очевидно, истец приобрел в розничной продаже бывший в употреблении экземпляр аудиокассеты;
стр. 2
- действия ООО «Элиас – Рекордс» по выпуску аудиокассет под названием «Винные мемуары ^ 84» имели законный характер и не посягали на авторские и смежные права, а также личные неимущественные права и нематериальные блага Троегубова В.А.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля, всесторонне и глубоко исследовав письменные материалы дела, обозрев аудиокассеты, компакт-диск и двойной альбом, прослушав ряд песен из спорной кассеты, приходит к выводу о том, что иск является законным и обоснованным, подлежит полному удовлетворению в части компенсации за нарушение авторских и смежных прав и частично в части компенсации морального вреда.
Статья 37 Конституции России гласит о том, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                                            ЗАКОН
       ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ
           (в ред. Федерального закона от 19.07.95 N 110-ФЗ)
Статья 1. Предмет регулирования       Настоящий Закон регулирует отношения,  возникающие в  связи  с
   созданием   и  использованием  произведений  науки,  литературы  и
   искусства (авторское право),  фонограмм,  исполнений,  постановок,
   передач  организаций  эфирного  или  кабельного  вещания  (смежные
   права).
Статья 4. Основные понятия       Для целей  настоящего  Закона  указанные  ниже  термины  имеют
   следующее значение:
       автор -  физическое  лицо,  творческим трудом которого создано
   произведение;
       воспроизведение произведения - изготовление одного  или  более   экземпляров произведения или его части в любой материальной форме,
   в том числе в форме звуко-  и  видеозаписи,  изготовление  в  трех
   измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и
   в двух измерениях  -  одного  или  более  экземпляров  трехмерного
   произведения;  запись  произведения  в  память  ЭВМ также является
   воспроизведением;
       воспроизведение фонограммы  -  изготовление  одного  или более
   экземпляров  фонограммы  или  ее  части  на   любом   материальном
   носителе;
       запись -  фиксация  звуков  и  (или)  изображений  с   помощью
   технических  средств в какой-либо материальной форме,  позволяющей
   осуществлять  их  неоднократное  восприятие,  воспроизведение  или
   сообщение;
       изготовитель фонограммы -  физическое  или  юридическое  лицо,   взявшее  на  себя  инициативу и ответственность за первую звуковую
   запись исполнения или иных звуков;  при  отсутствии  доказательств
   иного   изготовителем   фонограммы   признается   физическое   или
   юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой
   фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом;
       исполнение -    представление     произведений,     фонограмм,
   исполнений,  постановок посредством игры, декламации, пения, танца
   в   живом   исполнении   или   с   помощью   технических   средств
   (телерадиовещания,   кабельного  телевидения  и  иных  технических
   средств);  показ  кадров  аудиовизуального   произведения   в   их
   последовательности   (с   сопровождением   или  без  сопровождения
   звуком);
 
 
стр. 3
   исполнитель - актер,  певец,  музыкант,  танцор или иное лицо,
   которое  играет  роль,  читает,  декламирует,  поет,   играет   на
   музыкальном  инструменте  или  иным образом исполняет произведения
   литературы или искусства (в  том  числе  эстрадный,  цирковой  или
   кукольный   номер),   а  также  режиссер-постановщик  спектакля  и
   дирижер;
     
фонограмма - любая исключительно  звуковая  запись  исполнений   или иных звуков;       экземпляр произведения - копия произведения,  изготовленная  в   любой материальной форме;
      
экземпляр фонограммы - копия фонограммы на любом  материальном
   носителе,  изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы
   и включающая все звуки или часть звуков,  зафиксированных  в  этой
   фонограмме.
Статья 6. Объект авторского права. Общие положения
  1. Авторское  право  распространяется  на  произведения науки,   литературы  и   искусства,   являющиеся   результатом   творческой
   деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения,
   а также от способа его выражения.
        2. Авторское  право  распространяется  как  на  обнародованные
   произведения, так и на необнародованные произведения, существующие
   в какой-либо объективной форме:
звуко- или  видеозаписи  (механической,  магнитной,  цифровой,   оптической и так далее);3. Часть  произведения   (включая   его   название),   которая
   удовлетворяет  требованиям  пункта  1  настоящей  статьи  и  может
   использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.
5. Авторское   право  на  произведение  не  связано  с  правом
   собственности  на  материальный  объект,  в  котором  произведение
   выражено.
        Передача права собственности на материальный объект или  права
   владения  материальным  объектом  сама  по себе не влечет передачи
   каких-либо авторских  прав  на  произведение,  выраженное  в  этом
   объекте.
Статья 7. Произведения, являющиеся объектами авторского права  
       1. Объектами авторского права являются:музыкальные произведения с текстом или без текста;
Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авторства          1. Авторское  право  на  произведение  науки,   литературы   и   искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и
   осуществления   авторского   права   не   требуется    регистрации
   произведения,   иного  специального  оформления  произведения  или
   соблюдения каких-либо формальностей.
       Обладатель исключительных  авторских  прав  для  оповещения  о
   своих правах вправе использовать  знак  охраны  авторского  права,
   который  помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из
   трех элементов:
       латинской буквы "С" в окружности: С;
       имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
       года первого опубликования произведения.
 







стр. 4
 
       2. При отсутствии  доказательств  иного  автором  произведения
   считается  лицо,  указанное  в  качестве  автора  на оригинале или
   экземпляре произведения.
Статья 10. Соавторство  
       1. Авторское   право  на  произведение,  созданное  совместным   творческим трудом двух или более  лиц  (соавторство),  принадлежит
   соавторам   совместно   независимо  от  того,  образует  ли  такое
   произведение одно неразрывное целое или состоит из частей,  каждая
   из которых имеет самостоятельное значение.
       Часть произведения    признается    имеющей    самостоятельное
   значение,  если  она  может быть использована независимо от других
   частей этого произведения.
       Каждый из  соавторов  вправе  использовать  созданную им часть
   произведения,  имеющую   самостоятельное   значение,   по   своему
   усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
       2. Право на использование  произведения  в  целом  принадлежит
   соавторам совместно.
       Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между
   ними.
       Если произведение соавторов образует одно  неразрывное  целое,
   то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований
   запретить использование произведения.
Статья 15. Личные неимущественные права  
       1. Автору в отношении его произведения  принадлежат  следующие   личные неимущественные права:       право признаваться автором произведения (право авторства);
       право использовать или разрешать использовать произведение под
   подлинным именем автора,  псевдонимом либо без обозначения  имени,
   то есть анонимно (право на имя);
       право обнародовать или разрешать обнародовать  произведение  в
   любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
       право на защиту произведения, включая его название, от всякого
   искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести
   и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
       2. Автор  имеет право отказаться от ранее принятого решения об
   обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения
   пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную
   выгоду.  Если произведение уже  было  обнародовано,  автор  обязан
   публично  оповестить  о  его отзыве.  При этом он вправе изъять за
   свой   счет   из   обращения   ранее   изготовленные    экземпляры
   произведения.   При   создании  служебных  произведений  положения
   настоящего пункта не применяются.
       3. Личные  неимущественные права принадлежат автору независимо
   от его имущественных прав и сохраняются за ним  в  случае  уступки
   исключительных прав на использование произведения.
Статья 16. Имущественные права  
       1. Автору    в    отношении   его   произведения   принадлежат
   исключительные права на использование произведения в любой форме и
   любым способом.
 
 
 
стр. 5
       2. Исключительные права автора на  использование  произведения
   означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
       воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
       распространять экземпляры    произведения    любым   способом:
   продавать,   сдавать   в   прокат   и   так   далее   (право    на
   распространение);
       импортировать экземпляры произведения в целях распространения,
   включая   экземпляры,   изготовленные   с   разрешения  обладателя
   исключительных авторских прав (право на импорт);
       публично показывать произведение (право на публичный показ);
       публично исполнять   произведение    (право    на    публичное
   исполнение);
       сообщать произведение (включая показ,  исполнение или передачу
   в  эфир)  для  всеобщего  сведения  путем  передачи в эфир и (или)
   последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
       сообщать произведение (включая показ,  исполнение или передачу
   в эфир) для всеобщего сведения по кабелю,  проводам или с  помощью
   иных   аналогичных  средств  (право  на  сообщение  для  всеобщего
   сведения по кабелю);
       переводить произведение (право на перевод);
       переделывать, аранжировать или другим  образом  перерабатывать
   произведение (право на переработку).
4. Размер и порядок исчисления  авторского  вознаграждения  за
   каждый  вид использования произведения устанавливаются в авторском
   договоре,  а  также  в   договорах,   заключаемых   организациями,
   управляющими   имущественными   правами  авторов  на  коллективной
   основе, с пользователями.
Статья 27. Срок действия авторского права  
       1. Авторское право действует в течение всей жизни автора и  50
   лет  после  его смерти,  кроме случаев,  предусмотренных настоящей статьей.
       Право авторства,  право  на  имя  и  право на защиту репутации
   автора охраняются бессрочно.
        Статья 30. Передача имущественных прав. Авторский договор
          Передача имущественных прав  может  осуществляться  на  основе
   авторского  договора  о передаче исключительных прав или на основе
   авторского договора о передаче неисключительных прав.
       2.
Авторский  договор о передаче исключительных прав разрешает
   использование произведения определенным способом и в установленных
   договором пределах только лицу,  которому эти права передаются,  и
   дает  такому   лицу   право   запрещать   подобное   использование
   произведения другим лицам
.
      
Право запрещать использование произведения другим лицам  может
   осуществляться автором произведения,  если лицо, которому переданы
   исключительные права, не осуществляет защиту этого права.
       3. Авторский   договор   о   передаче   неисключительных  прав
   разрешает  пользователю  использование  произведения   наравне   с
   обладателем исключительных прав,  передавшим такие права,  и (или)
   другим  лицам,  получившим  разрешение  на   использование   этого
   произведения таким же способом.
       4. Права,  передаваемые  по  авторскому  договору,   считаются
   неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

       Статья 35. Сфера действия смежных прав
  
       1.
Права  исполнителя  признаются  за  ним  в  соответствии  с
   настоящим Законом в случаях, если:
       1) исполнитель является гражданином Российской Федерации;
       2) исполнение,  постановка  впервые  имели место на территории
   Российской Федерации;
       3) исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую в
   соответствии с положениями пункта 2 настоящей статьи;
       4) исполнение,   постановка,   не  записанные  на  фонограмму,
   включены  в  передачу  в  эфир  или  по   кабелю,   охраняемую   в
   соответствии с положением пункта 3 настоящей статьи.
2.
Права  производителя  фонограммы  признаются   за   ним   в
   соответствии с настоящим Законом в случаях, если:
       1) производитель фонограммы  является  гражданином  Российской
   Федерации    или    юридическим    лицом,    имеющим   официальное
   местонахождение на территории Российской Федерации;
       2) фонограмма  впервые  опубликована  на территории Российской
   Федерации.                                           
стр. 6
              Статья 36. Субъекты смежных прав
  
       1. Субъектами смежных прав являются исполнители, производители
   фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.
       2. Производитель   фонограммы,   организация   эфирного    или
   кабельного вещания осуществляют свои права,  указанные в настоящем
   разделе,  в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и
   автором  записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по
   кабелю произведения.
       3. Исполнитель  осуществляет  указанные  в  настоящем  разделе
   права   при   условии   соблюдения   прав   автора    исполняемого
   произведения.
       4. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется
   соблюдения  каких-либо  формальностей.  Производитель фонограммы и
   исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак
   охраны  смежных  прав,  который  помещается  на  каждом экземпляре
   фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре  и  состоит  из
   трех элементов:
       латинской буквы "Р" в окружности;
       имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;
       года первого опубликования фонограммы.
  
       Статья 37. Права исполнителя
  
       1. Кроме   предусмотренных    настоящим    Законом    случаев,
  
исполнителю  в отношении его исполнения или постановки принадлежат
   следующие исключительные права:
       право на имя;
       право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения
   или   иного  посягательства,  способного  нанести  ущерб  чести  и
   достоинству исполнителя;
       право на  использование  исполнения  или  постановки  в  любой
   форме,  включая право на получение вознаграждения  за  каждый  вид
   использования исполнения или постановки.
       2. Исключительное  право  на  использование   исполнения   или
   постановки  означает право осуществлять или разрешать осуществлять
   следующие действия:
       1) передавать  в  эфир  или сообщать для всеобщего сведения по
   кабелю исполнение или  постановку,  если  используемые  для  такой
   передачи  исполнение  или постановка не были ранее переданы в эфир
   или не осуществляются с использованием записи;
       2) записывать ранее не записанные исполнение или постановку;
       3) воспроизводить запись исполнения или постановки;
       4) передавать  в  эфир  или  по  кабелю  запись исполнения или
   постановки,  если первоначально эта запись была произведена не для
   коммерческих целей;
       5) сдавать  в  прокат  опубликованную  в  коммерческих   целях
   фонограмму,  на  которой  записаны  исполнение  или  постановка  с
   участием исполнителя.  Это право при заключении договора на запись
   исполнения  или постановки на фонограмму переходит к производителю
   фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение
   за   сдачу  в  прокат  экземпляров  такой  фонограммы  (статья  39
   настоящего Закона).
       3. Исключительное     право    исполнителя,    предусмотренное
   подпунктом 3 пункта 2 настоящей  статьи,  не  распространяется  на
   случаи, когда:
       первоначальная запись   исполнения   или    постановки    была
   произведена с согласия исполнителя;
       воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех
   же  целях,  для  которых  было  получено  согласие исполнителя при
   записи исполнения или постановки;
       воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех
   же целях,  для которых была произведена запись  в  соответствии  с
   положениями статьи 42 настоящего Закона.
       4. Разрешения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, выдаются
   исполнителем,   а   при   исполнении  коллективом  исполнителей  -
   руководителем такого коллектива посредством заключения письменного
   договора с пользователем
.
  стр. 7
     Статья 38. Права производителя фонограммы
  
       1. Кроме   предусмотренных    настоящим    Законом    случаев,
   производителю  фонограммы  в  отношении его фонограммы принадлежат
   исключительные права на использование фонограммы  в  любой  форме,
   включая   право   на   получение   вознаграждения  за  каждый  вид
   использования фонограммы.
       2. Исключительное  право  на использование фонограммы означает
   право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:
       1) воспроизводить фонограмму;
       2) переделывать  или  любым   иным   способом   перерабатывать
   фонограмму;
       3) распространять экземпляры фонограммы,  то  есть  продавать,
   сдавать их в прокат и так далее;
       4) импортировать     экземпляры     фонограммы     в     целях
   распространения,  включая  экземпляры,  изготовленные с разрешения
   производителя этой фонограммы.
       3. Если   экземпляры   правомерно   опубликованной  фонограммы
   введены  в  гражданский  оборот   посредством   их   продажи,   то
   допускается    их    дальнейшее   распространение   без   согласия
   производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения.
       Право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их
   в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от  права
   собственности на эти экземпляры.
       4. Исключительные     права     производителя      фонограммы,
   предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи,  могут передаваться по
   договору другим лицам.
Статья 43. Срок действия смежных прав  
       1. Права,   предусмотренные  настоящим  разделом  в  отношении
   исполнителя,  действуют в течение 50 лет после первого  исполнения
   или постановки.
       Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки
   от  всякого  искажения  или  иного  посягательства,  установленные
   статьей 37 настоящего Закона, охраняются бессрочно.
  Статья 47. Обязанности организаций, управляющих имущественными
   правами на коллективной основе  
       1. Деятельность    организации,   управляющей   имущественными
   правами  на  коллективной  основе,  осуществляется   в   интересах
   обладателей   авторских   и  смежных  прав,  представляемых  такой
   организацией.  В этих целях организация должна выполнять следующие
   обязанности:
       1) одновременно   с   выплатой   вознаграждения   представлять
   обладателям  авторских и смежных прав отчеты,  содержащие сведения
   об использовании их прав;
         2) использовать  собранное в соответствии с положениями пункта
   4 статьи 46 настоящего  Закона  вознаграждение  исключительно  для
   распределения и выплаты обладателям авторских и смежных прав.  При
   этом организация  вправе  вычитать  из  собранного  вознаграждения
   суммы   на   покрытие   своих   фактических   расходов  по  сбору,
   распределению и выплате  такого  вознаграждения,  а  также  суммы,
   которые   направляются   в  специальные  фонды,  создаваемые  этой
   организацией  с  согласия  и   в   интересах   представляемых   ею
   обладателей авторских и смежных прав;
       3) распределять  и  регулярно  выплачивать   собранные   суммы
   вознаграждения,   за   вычетом   сумм,  указанных  в  подпункте  2
   настоящего  пункта,  пропорционально  фактическому   использованию
   произведений и объектов смежных прав.
       2. Обладатели авторских  и  смежных  прав,  не  предоставившие
   полномочий   организации   в   отношении   сбора   вознаграждения,
   предусмотренного в пункте 4 статьи 46  настоящего  Закона,  вправе
   потребовать    от    организации    выплатить   причитающееся   им
   вознаграждение в соответствии с  произведенным  распределением,  а
   также  исключить  свои  произведения  и  объекты  смежных  прав из
   лицензий, предоставляемых этой организацией пользователям.
Статья 48.  Нарушение авторских и смежных прав.  Контрафактные   экземпляры произведения и фонограммы
       1. За нарушение предусмотренных настоящим Законом авторских  и   смежных  прав наступает гражданская,  уголовная и административная   ответственность  в  соответствии  с  законодательством  Российской   Федерации.                                                     стр. 8
  2. Физическое  или  юридическое  лицо,  которое  не  выполняет
           требований  настоящего  Закона,  является  нарушителем авторских и
   смежных прав.
       3. Контрафактными    являются    экземпляры   произведения   и
   фонограммы,  изготовление или распространение  которых  влечет  за
   собой нарушение авторских и смежных прав.
       Статья 49.  Гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и
   смежных прав
          1. Обладатели исключительных авторских и смежных  прав  вправе
   требовать от нарушителя:
       1) признания прав;
       2) восстановления   положения,  существовавшего  до  нарушения
   права,  и прекращения действий,  нарушающих  право  или  создающих
   угрозу его нарушению;
       3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
       4) взыскания   дохода,   полученного   нарушителем  вследствие
   нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;
       5) выплаты  компенсации  в  сумме  от 10 до 50 000 минимальных
   размеров   оплаты   труда,    устанавливаемых    законодательством
   Российской   Федерации,   определяемой   по  усмотрению  суда  или
   арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода
;
       6) принятия  иных предусмотренных законодательными актами мер,
   связанных с защитой их прав.
       Указанные в   подпунктах   3,  4,  5  настоящего  пункта  меры
   применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав.
       2. Помимо  возмещения  убытков,  взыскания  дохода или выплаты
   компенсации в твердой сумме,  суд или арбитражный суд за нарушение
   авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов
   от  суммы,  присужденной  судом  в  пользу  истца.  Сумма  штрафов
   направляется   в   установленном   законодательством   порядке   в
   соответствующие бюджеты
.
          3. За защитой своего права обладатели исключительных авторских
   и смежных прав вправе обратиться в установленном  порядке  в  суд,
   арбитражный   суд,   третейский   суд,   орган   дознания,  органы
   предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.
          4. Контрафактные   экземпляры   произведений   или   фонограмм
   подлежат  обязательной  конфискации  по  решению  суда  или  судьи
   единолично,  а также по решению арбитражного суда.  Конфискованные
   контрафактные  экземпляры  произведений  или  фонограмм   подлежат
   уничтожению,   за   исключением  случаев  их  передачи  обладателю
   авторских  или  смежных  прав  по  его  просьбе.  Суд  или   судья
   единолично,  а  также  арбитражный  суд  может  вынести  решение о
   конфискации   материалов   и   оборудования,   используемых    для
   изготовления    и    воспроизведения   контрафактных   экземпляров
   произведений или фонограмм.
   В судебном заседании установлено, что истец вместе с Григоряном А.С. создал рок-группу «Крематорий», которая выпустила компакт-диск с песнями обоих авторов «Винные мемуары» и «Крематорий-2». На указанном компакт-диске указаны в качестве авторов и исполнителей песен два физических лица: Троегубов В.А. – «Борода» и Григорян А.С. – «Шляпа». Компакт-диск имеет знак «копирайт», принадлежащий двум указанным авторам и указаны годы: 1983, 1984, 1994.
Истец выступает на указанном диске в качестве автора песен: «Винные мемуары», давшую название диску, «Посвящение бывшей подруге», «Брюс-колдун», «Я сижу в W”. Истец исполняет эти песни в качестве основного исполнителя, играет на музыкальных инструменте – акустической гитаре, участвует в качестве “второго” голоса при исполнении ряда  песен Григоряном, то есть ему принадлежат авторские права на указанные песни, смежные как исполнителя, также ему принадлежат смежные права на песни, исполняемые Григоряном А.С. как “второго” голоса и аккомпаниатора на акустической гитаре, что подтверждается представленным в судебное заседание двойным альбомом группы “Крематорий”, выпущенным в 1993г.
 
 
Московская юридическая компания
                   "ЦИВИЛ ЮС"
119019, Москва, Новый Арбат, д. 21
            тел: 
+7(495) 973-80-99
            e-mail:
info@civilus.ru
стр. 9
    В декабре 1994г. фирма “ЭЛИАС” заключила договор лишь с одним автором Григоряном А.С., поставив знак копирайт ©, то есть показав тем самым, что указанная фирма является исключительным правообладателем на издание сборника песен группы “Крематорий” - “Винные мемуары ^ 84» . Истец не давал права фирме «ЭЛИАС» на издание своих песен, тем более на аудиокассете отсутствовало тампопечать, а на вкладыше отсутствовало указание на авторство.
За изданные без разрешения истца магнитоальбомы Троегубов В.А. вознаграждения от ответчиков не получал, а при обращении к ним для урегулирования вопроса в досудебном порядке получил жесткий отказ с предложением обраатиться к г-ну Григоряну А.С.
В суд также был предоставлена истцом аудиокассета, приобретенная им в ноябре 1998 года, на которой присутствует уже тампо-печать с указанием авторства песен, но «копирайт» - © принадлежит опять же фирме «ЭЛИАС».
Свидетель Грехов А.В., являющийся в настоящее время руководителем ООО «ЭЛИАС – РЕКОРДС», подтвердил, что магнитофонные компакт-кассеты были выпущены Обществом с ограниченной ответственностью «ЭЛИАС – РЕКОРДС», вкладыши были изготовлены в 1995г. и используются по настоящее время. Поэтому суд и привлек ООО «ЭЛИАС – РЕКОРДС» в качестве соответчика по делу.
Истец понес тяжелые нравственные страдания, так как являясь творческой личностью и собираясь в конце 1995г. выступить с сольной программой, узнал, что авторские права на его песни принадлежат фирме «ЭЛИАС», в соответствии со знаком «копирайт» на вкладыше к компакт-кассете. Поэтому с 1995г. он пытается защитить свои права в суде, что не способствует проявлению его торческих способностей.
Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности суд считает, что авторские и смежные права истца, как имущественные, так и неимущественные, существенно нарушены ответчиками, а потому взыскивает в его пользу солидарно с ответчиков 1000 минимальных размеров оплаты труда – 83490 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, судебные издержки в размере 2 610 рублей.
Суд взыскивает в пользу государства солидарно с ответчиков 8349 рублей – 10% от суммы взыскиваемой компенсации .
Учитывая, что экземпляры магнитофонной компакт-кассеты изданы со значительным нарушением авторских и смежных прав истца, суд конфискует оставшуюся часть тиража аудио-кассеты «Винные мемуары ^ 84» с последующим уничтожением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 37, 44 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 1, 4, 7, 9, 10, 15, 16, 27, 30, 35 – 38, 43, 47 – 49 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ», ст.ст.191-197 ГПК РСФСР,  суд решил:
 
           Взыскать с Закрытого Акционерного Общества «ЭЛИАС» и Общества с ограниченной ответственностью «ЭЛИАС – РЕКОРДС» солидарно в пользу Троегубова Виктора Аркадьевича компенсацию за нарушение авторских и смежных прав в размере 1 000 минимальных размеров оплаты труда, что составляет на день вынесения решения 83 490 (восемьдесят три тысячи четыреста девяносто) рублей.
Взыскать с Закрытого Акционерного Общества «ЭЛИАС» и Общества с ограниченной ответственностью «ЭЛИАС – РЕКОРДС» солидарно в пользу государства штраф в размере 8 349 (восемь тысяч триста сорок девять) рублей.
Взыскать с Закрытого Акционерного Общества «ЭЛИАС» и Общества с ограниченной ответственностью «ЭЛИАС – РЕКОРДС» солидарно в пользу Троегубова Виктора Аркадьевича компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Взыскать с Закрытого Акционерного Общества «ЭЛИАС» и Общества с ограниченной ответственностью «ЭЛИАС – РЕКОРДС» солидарно в пользу Троегубова Виктора Аркадьевича судебные издержки в размере 2 610 (две тысячи шестьсот десять) рублей.
Признать контрафактными выпущенные ответчиками фонограммы магнитоальбома «Винные мемуары ^ 84» и конфисковать тираж с последующим уничтожением.
В остальной части иска отказать.
Решение  может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.
  Судья:    М.Г. Столбов
 
стр. 10
Copyright © ЦИВИЛ ЮС, 2007
При использовании материалов сайта, ссылка на www.civilus.ru обязательна.
Техническая поддержка support@civilus.ru
+7 (967) 228-38-24
Яндекс.Метрика